Итак, в предыдущей статье мы обзавелись своей первой электронной сигаретой. Одноразовой. «На попробовать». Она довольно быстро закончилась - можно выбросить. Но зачем выбрасывать, если можно разобрать и посмотреть - как же она устроена внутри.
Как мы помним - у нас была сигарета вот в такой коробочке:
Внутри - сигарета, запаянная в целлофан:
Наличие герметичной целлофановой упаковки - логично и правильно. Во-первых - гигиена, во-вторых чтобы жидкость, которая находится внутри не высыхала.
Снимем целлофан:
Видим, что на сигарете со стороны мундштука надета силиконовая крышка. Это тоже логично - она предохраняет жидкость внутри от вытекания.
Снимем эту силиконовую крышку:
Итак - вот она, наша первая электронная сигарета! Заглянем внутрь:
Внутренности сигареты спрятаны в тонкой пластиковой трубке. Внутри видим пластиковую заглушку, имитирующую пепел сигареты, датчик давления со светодиодом, аккумулятор и картомайзер.
Можно заметить, что на уровне серебристой полоски, которая как бы отделяет "фильтр" - как раз между аккумулятором и картомайзером - в корпусе есть небольшое отверстие, примерно 1 мм в диаметре. Это воздухозаборное отверстие. В обычной сигарете при затяжке воздух проходит через табак по всей длине сигареты, но в электронной сигарете в это месте вместо табака находится аккумулятор, и прохождение воздуха через него затруднено. Конечно воздух проходит между стенками корпуса и аккумулятора - иначе не срабатывал бы датчик давления, который находится на конце сигареты - но в основном воздух при затяжке поступает именно через это маленькое отверстие между аккумулятором и картомазером.
У нас появился новый термин - картомайзер. Картомайзер - это картридж и атомайзер «в одном флаконе». Посмотрим на него повнимательнее:
Видим силиконовую заглушку.В ней вставлена трубка-воздуховод из кремнеземной ткани. С верхнего края трубка надрезана и в этот надрез вставлена спираль, намотанная на фитиль из кремнеземных нитей. К концам спирали припаяны провода, которые идут к аккумулятору и датчику давления. Снаружи трубка-воздуховод и концы фитиля обернуты синтепоном, который пропитан жидкостью.
Снимем трубку-воздуховод - и увидим спираль:
Спираль очень маленькая по размеру и состоит в нашем случае из 5-и витков тонкой нихромовой проволоки.
Процесс курения этой электронной сигареты происходит следующим образом. В момент затяжки воздух начинает проходить через воздуховодную трубку, внутри которой находится спираль. Забор воздуха происходит через отверстие в корпусе сигареты, которое располагается между аккумулятором и картомайзером. Также часть воздуха проходит через датчик, находящийся на конце сигареты. Датчик срабатывает, электрическая цепь замыкается, спираль начинает накаляться. Слой жидкости, который непосредственно контактирует со спиралью, вскипает. Происходит «взрывное» парообразование. Получившийся таким образом пар разбрызгивает верхние, холодные слои жидкости, распыляя её на мелкодисперсные капли. Потоком воздуха эта смесь пара и капель перемещается по воздуховоду в рот курильщика, освобождая место для следующей порции пара и капель. На место испарившейся и разбрызганной жидкости по фитилю на спираль подается новая порция жидкости. Как мы помним фитиль своими концами находится в синтепоне, который пропитан жидкостью, и «высасывает» эту жидкость из синтепона. Так происходит до тех пор, пока не прекратиться затяжка. С прекращением затяжки воздух перестает проходить через датчик - и он размыкает цепь, спираль перестает нагреваться. Так до тех пор, пока не разрядится аккумулятор или не закончится жидкость. Всё просто.
В процессе работы на спирали образуется нагар. Чем выше температура спирали в момент нагрева, чем дольше работает спираль, чем больше в жидкости ароматизаторов - тем нагар образуется быстрее.
Вот так выглядит новая спираль рядом с использованной:
Чем больше нагар - тем хуже по фитилю поступает на спираль жидкость, хуже смачиваемость. При плохой смачиваемости спираль нагревается еще сильнее - ускоряется образование нагара и появляется неприятный вкус гари. В таких случаях говорят: «Пришел Гарри». При недостаточном смачивании спираль может просто перегореть. С одноразовой сигаретой в этом случае ничего уже не сделать. Но её ресурс и не рассчитан на такое - заряда её аккумулятора хватает как раз на то, чтобы «выпарить» почти всю жидкость из картомайзера и отключиться до того, когда образуется более-менее приличный нагар.
Для атомайзеров, которые используются в нормальных (не одноразовых) электронных сигаретах, есть методы удаления нагара со спирали и о них я расскажу позднее. Но все эти методы - временные, позволяющие ненадолго продлить жизнь атомайзера. Рано или поздно любой «заводской» атомайзер с несменяемой спиралью или перегорит, или спираль и фитиль в нем покроются таким нагаром, что курить его будет просто невозможно.
Таким образом мы развеяли одно из распространенных заблуждений (а точнее - обманов, которым пользуются недобросовестные или просто некомпетентные продавцы) - это то, что электронная сигарета «вечная» и для её работы нужна только жидкость.
Атомайзер, как и жидкость - это расходный материал.
Надолго ли хватает одного атомайзера? Точного ответа на этот вопрос нет. Все промышленно произведенные атомайзеры делаются в Китае - что бы вам не обещали продавцы. Так что это - «китайская лотерея». Практика показывает, что в среднем один атомайзер «живёт» от двух недель до полутора месяцев. Есть экземпляры которые сгорают от первой затяжки, а есть и такие, которые работают и дольше. Но можно считать, что среднестатистический китайский атомайзер прослужит вам месяц, после чего его нужно будет заменить.
Можно ли сэкономить на атомайзерах, чтобы не менять из каждый месяц? Можно. Есть так называемые обслуживаемые атомайзеры, в которых можно самостоятельно менять спираль. Стоят они дороже, чем обычные атомайзеры, но экономия на расходных материалах получается очень ощутимая. Один китайский атомайзер стоит 300-350 рублей, а кусок нихромовой проволоки и кремнеземного шнура для намотки одной спирали в обслуживаемом атомайзере - 15 рублей. Разница ощутимая.
Про обслуживаемые атомайзеры я расскажу в свое время очень подробно.
Но вернемся пока к нашей «одноразовой» сигарете.
На сколько же её реально хватает?
Вспомним школьный курс физики, а точнее несколько формул из него:
Сила тока (I) = Напряжение (U), деленное на сопротивление (R).
I=U/R
Мощность (P) = Напряжение в квадрате (U2), деленное на сопротивление (R).
P=U2/R
Замеряем сопротивление спирали в нашей «одноразовой» сигарете: 3,5 ом.
Напряжение аккумулятора: 3,7 вольт.
Таким образом сила тока равна 3,7 / 3,5 = ~ 1 ампер
Мощность 3,7*3,7/3,5 = ~ 4 ватта.
Я протестировал этот аккумулятор с помощью зарядного устройства iCharger 208B, заряжая, а потом разряжая его током в 1 ампер, что эквивалентно нагрузке 3,5 ома. Получилась вот такая разрядная «кривая»:
Что мы видим?
Емкость - около 260 mAh
Почти на всей протяженности разряда напряжение довольно плавно снижается от 3,7 до 3,5, потом - резкий обвал.
Значит что на протяжении всего времени пар будет относительно стабильным. Не будет «пережига» в начале и «чёта не тянется» в конце.
Для одноразовой сигарет это несомненный плюс.
Время работы под такой нагрузкой - 15 минут.
1 «перекур» будем считать как 15 затяжек длительностью 3 секунды - лично у меня именно столько затяжек такой длительности уходило на выкуривание обычной сигареты.
Получаем: 15 минут = 900 секунд = 300 затяжек = 20 «перекуров», т.е. пачка сигарет.
Учтем все-таки что сила тока в реале не 1 ампер а чуть больше, да и затяжка может быть подольше.
В общем можно сказать что примерно 2/3 или 3/4 пачки. Но никак не 2 пачки.
Я провел второй эксперимент - просто считал затяжки.
Сигареты хватило на 195 затяжек. То есть на 13 стандартных «перекуров». 2/3 пачки обычных сигарет. Что подтверждает результаты, которые мы видим на графике.
Это - реальный ресурс этой одноразовой сигареты, а не «две пачки», как написано на упаковке.
С вледующей статье мы поговорим о том, что мы ждем от электронной сигареты. Об физиологической и психологической зависимости. Как электронная сигарета может помочь нам в преодолении - или в удовлетворении - этих потребностей. На какие характеристики электронной сигареты влияют на «накуриваемость», на количество и вкус пара и т.п.
Продолжение следует.
Обсудим эту статью на Форуме
С уважением,
Новиков Сергей aka svoemesto
15 января 2012 года.
Оригинал статьи: Разбираем «одноразовую» электронную сигарету - SvoёMesto